Чуток увеличить
Уменьшить
В нашем бытовом фольклоре давно закрепился образ чукчи, как персонажа из анекдотов. На самом деле, в свое время чукчи были величайшими воинами севера. Бесстрашными, воинственными, носящими экзотические доспехи, которые могли остановить пули казаков. Чукчи были настолько свирепы, что русские так и не сумели покорить этот народ — полностью присоединить их удалось только в XX веке. Происхождение слова «чукчи» не ясно, и сами аборигены его не любят. Маленький воинственный народ называл себя луораветлан, то есть «настоящие люди».
Образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий, долгое время воевавший с этим народом, вошедший в их мифологию в виде злобного персонажа и чукчами же убитый: «Чукчи — народ сильный, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».
В целом, это невысокий народ, но среди них встречались и отдельные лица ростом 186 см (из тех, кого обмеряли). Они имели крепкое телосложение, ближе к массивному – но массивность эта была следствием массивной мышечной массы – людей с избыточным жиром там не встречалось. Соответственно, это были люди большой физической силы – они могли легко тащить на себе целого оленя. Для дополнительной тренировки силы и выносливости среди чукчей был популярен бег и поднятие тяжелых камней, чтобы, так сказать, постоянно быть в хорошей форме. На фото семья чукчей
Собственно, сами чукчи делились на племена оленеводов, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Чукчи-оленеводы были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега, объединяться вместе. Они на байдарках пересекали Берингов пролив, атаковали аляскинских эскимосов и захватывали их женщин и детей.
Чукчи-оленеводы из тундры брали дань с соседей: коряков, якутов, эвенков. Они носили доспехи (кожаные, костяные, позже железные), отлично владели копьями, метко стреляли из составных луков. Наконечники стрел зачастую смазывали ядом из корня лютика. После победы над противником в бою мужчина делал небольшую татуировку на запястье. У опытных воинов лабиринты линий доходили до плеч.
О частоте боевых столкновений с эскимосами говорит хотя бы такой обряд: когда встречались два этих народа и собирались торговать, перед торгом проводили жертвоприношение, убивая двух оленей и по тому, как они падали, определяли, кто в случае ссоры нападет первым. Если ссора действительно случалась, все расходились, готовились, отправляя женщин и детей подальше, и с рассветом нападали на противника. Сама практика такого ритуала, говорит о том, что драки и войны были настолько обыденными, что их уже стали заранее регулировать с помощью жертвоприношения. Чукчи разделывают оленей к празднику.
Ловкость юных чукчей доходила до того, что в их боевых обычаях закрепилась привычка уворачиваться от стрел во время битвы, если на них не было доспехов. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к ничего не подозревающему мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу раскаленным ножом. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха. Чтобы считаться взрослым, подросток должен был измотать бегом оленя, догнать и повалить на землю.
Все эти умения были нужны для того, чтобы можно было безнаказанно грабить соседей. Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге, общем жилище из шкур оленя и жердей, в котором кругом располагались палатки отдельных семей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями через шкуры по ничего не соображающим спросонья людям, а выбиравшихся наружу — убивали. В это время другие чукчи уже угоняли оленей. Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать. На фото обучение маленьких чукчей не бояться холода, бороться и стрелять из лука.
Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не особо умели, да им это чаще всего было не нужно. Они устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и получив отпор притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал врага в засаду, где его поджидали гораздо большие силы.
Самыми важными орудиями войны у чукчей были луки и копья. Этим оружием учились владеть все, так как они были не только военным, но и охотничьим снаряжением. Луки были сложносоставные, а наконечники стрел изготавливали сначала из камня и кости, а с приходом русских — из железа, так как у чукчей металлургия была не развита. Также в качестве наконечников использовали и старые ножи.
Копья чаще всего приспосабливали специально для рукопашной схватки, наконечники также старались делать из металла, делали их длинными и широкими, так, чтобы ими было легко рубить. Существовала и иная разновидность древкового оружия — что-то вроде тесака на древке, которым иногда умудрялись отрубить противнику голову в одного удара. Ну и конечно любой чукча имел при себе нож. Гораздо реже использовали топоры, тесаки, дубины и пращи для метания камней.
Сами воины разделялись на тяжеловооруженных — одетых в доспехи, стрелявших из лука, а затем идущих в рукопашную, а также легких — уворачивающихся от стрел и после победы догонявших разбегающихся врагов. На фото чукчи в боевых доспехах.
Нарты использовали не только для передвижения, но и как колесницы — с них могли во время движения стрелять из лука. Запрягали в них обычно пару холощеных оленей. Кастрировали же их раздавливая зубами канальцы яичек у молодого самца, а иногда отгрызая ему одно яичко. Такое свежеотгрызенное лакомство отдавали самому почтенному старцу или дорогому гостю — оно считалось деликатесом.
В бою чаще всего участвовали молодые мужчины, которые хотели доказать свое мужество, а также опытные воины, получавшие от набегов добычу. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.
Впрочем, иногда воевали и женщины, особенно если на ярангу нападали враги, в то время как мужчина был на охоте. Бывало, что женщин брали и в набег, и иногда они даже участвовали в битве. Когда семья оставалась без кормильца, девочки тренировались точно также как мальчики, и такие воительницы могли участвовать в походах на равных с мужчинами. У чукотской женщины на последнее место ставили красоту лица. А на первом была физическая сила и выносливость. Из внешних данных ценился широкий таз – естественно, потому, что такая фигура обещала беспроблемные роды наследника. Мхом застилали задний угол полога яранги, который, по традиции, служил чукчам «родильной палатой». «Рожали чукчанки, стоя на локтях и коленях. Чтобы не привлекать «внимание злых духов», роженицы старались не кричать». Обычно роженицам никто не помогал, так как сердить духов было нельзя. Если вдруг это случалось, над ней потом всю жизнь насмехались. Они рожали сами, после чего проделывали все необходимое – например, отрезали пуповину и выбрасывали послед. Фото чукотских женщин.
Особо стоит отметить у чукчей существование своеобразной касты транссексуалов. Дело в том, что вся чукотская традиционная религия пронизана верой в духов, и иногда они нашептывали мужчине или женщине о смене пола. Тогда такой человек начинал носить одежду и подражать голосу того пола, который выбрали духи. Мужчины-транссексуалы выходили замуж или оказывали сексуальные услуги, а женщины-транссексуалы выполняли мужскую работу и ходили на войну.
Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя, что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.
Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства. На фото танец чукотских девушек и девушка в национальной одежде.
При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым. Эти качества, тем не менее, сочетались с большим гостеприимством и отзывчивостью. От гостя терпели любую гадость (особенно это касалось обычаев приморских чукчей, оленеводы были к чужим строже), могли пожалеть и выходить раненую птичку или собаку. Во время голода среди русских поселенцев, чукчи помогали им совершенно бесплатно, забивая, иной раз, огромные стада оленей. Приморские чукчи отличались святой честностью. А вот оленеводы были в 19 веке уже испорчены контактами с пришлыми торговцами и не брезговали подворовывать.
В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов. На фото чукча в чуме и шаман, лечащий больного мальчика с помощью заклинаний, отвара и шаманского бубна.
Эти фотографии были сделаны в полицейском участке Чикаго в 1906 году. Преступник Юлиус Дак переоделся женщиной, чтобы скрыться от копов. Но наблюдательные жандармы все-таки разоблачили его маскарад. Видимо, где-то дядька просчитался.
Станция "Челябинскъ-Главный". Российская империя. 1910 г.
Иосиф Сталин курит трубку за столом в 1918 году. «У нас незаменимых людей нет» - авторство этой известной фразы приписывают Иосифу Сталину. Но, это не совсем верно, впервые ее произнес комиссар французского революционного Конвента Жозеф Ле Бон в 1793 году. Он арестовал виконта де Гизелена, а тот умолял сохранить ему жизнь, ссылаясь, что его образование и опыт еще послужат Революции. Комиссар Ле Бон ответил: «В Республике незаменимых людей нет!» Комиссар оказался прав — вскоре вслед за виконтом на гильотину отправился, и он сам.
Оживленная Ленокс-авеню заполненная пешеходами. На ней располагалось множество предприятий и контор. Район Гарлем, Нью-Йорк. 1920 годы
Мать из племени кикуйю кормит ребенка грудью в переноске. Племя кикуйю в основном проживает на территории современной Кении. Фотография датируется 1923 годом.
Стальные кони, 1930. Фотограф Иван Шагин.
На фото команда, составленная за короткий срок из молодых парней, до этого не занимавшихся греблей. Это жители маленьких городов, пыльных ферм и скотных пастбищ Америки первый раз вместе сели в лодку в Университете Вашингтона. За короткий срок они дважды победили чемпионов Калифорнии, были сильнее всех лучших команд Восточного побережья Америки и завоевали право участвовать на Олимпийских играх 1936 года. На которых они на чуть-чуть обошли лучших спортсменов Италии и Германии.
Один из участников Даниель Джеймс Браун написал про это книгу: "Чудо 1936 года" или «Мальчики в лодке».
Жители Стамбула наблюдают за процессией кортежа на улице Энли Йокус, пока тело их правителя Ататюрка везут в Сарайбурну 1938 год
Штурман немецкого бомбардировщика Хейнкель He.111 у носового 7,92 мм пулемета MG-15 сентябрь 1939 года Автор фото Генрих Гоффманн (Heinrich Hoffmann)
Разрушенные Тереспольские ворота Брестской крепости, захваченной немецкими войсками после штурма. июль 1941 год.
Советские военнослужащие и мирные жители у сбитого немецкого истребителя Мессершмитт Bf.109E-7 из 2-й группы 77-й истребительной эскадры (II/JG 77) в районе Тирасполя. Южный фронт. Георгий Зельма. 1941 год.
1 августа 1941 года. Молодой голландец в знак протеста против введения немцами карточной системы на одежду, вышел обнаженным на главную улицу Амстердама. Именно так гласит подпись к этому фото. Но на самом деле, все было немного по другому.
В день, когда было сделано фото, студент театральной школы Ян ван Хервейнен тяжко вздыхал в сообществе художников "Kring". Он очень хотел прославиться на актёрском поприще, но так, чтобы не годами к славе идти, а одним махом. Мечты о славе не покидали его ни на минуту.
«Для этого ты должен как минимум пройтись нагишом по улице Лейдсеплейн», – сказал ему один из шутников, устав слушать Яна. Ян вызов принял. В туалете он снял одежду и вышел на улицу только в носках, обуви, шляпе и зонтике.
Его друг Вальдо ван Сухтелен, который сделал это фото, вспоминал об этом дне сорок лет спустя: «Он подошел к углу площади, чтобы регулировать там движение пешеходов! Голый! Конечно, кто-нибудь обязательно бы вызвал полицию. И тогда он хотел им крикнуть: «Стойте! На колени! Я посвящаю вас в рыцари!» Он представлял, что они стушуются и, возможно, преклонят колени, а он посвятит их в рыцари с помощью зонтика. В этот самый момент я должен был сделать это историческое фото, которое бы разошлось по всем газетам».
В реальности же полицейские сразу же, без всяких разговоров, схватили Яна под белы рученьки и ответили в полицейский участок, а затем отправили в заведение «для страдающих психическими заболеваниями». Но, его план провалился не полностью. Ван Сухтелен распечатал фотографию, которую успел сделать, когда его друг только вышел на улицу и отнес ее редакторам различных газет. Увидевший ее журналист Хенк Херстинг понял, что этот снимок поможет ему в деле антигерманской пропаганды. И он, описав действия Ван Хервейнена как акт сопротивления немцам, отправил его в номер для печати. Якобы Ян пробежал голым по Лейдсеплейн, чтобы выразить протест против решения оккупантов по ограничению покупки одежды. Дело в том, что немцы прибрали к рукам все текстильные голландские фабрики, чтобы теперь они производили продукцию только для вермахта. А местное население могло приобрести себе пальто, пиджак или другие вещи только по текстильной карте. На фото ниже первая текстильная карта, и она имела рейтинг - 100 баллов. Срок действия - 6 месяцев. При этом:
мужской костюм – 70 баллов
женское платье – 36 баллов
чулки из хлопка или шерсти – 8 баллов.
Последующие текстильные карты были рассчитаны на большие сроки. Но, уже четвёртая оказалась бесполезна – полки магазинов опустели. Статью журналиста Хенка Херстинга и это фото украшали различные подписи: «Нет текстильной карты – вот так» или «Почему мне не стыдно? Потому что, к сожалению, баллов, у меня больше нет». Данная фотография добралась аж до США. Журнал Life опубликовал ее с подписью «Немецкий рейтинг одежды». В общем, желание Яна: «Я собираюсь привлечь ко мне внимание всего мира и тогда посмотрим» исполнилось практически стопроцентно. Фото текстильной карты.
Кадры с фотопулемёта английского истребителя, атакующего немецкий Bf 110G. 26 февраля 1943 г.
Четники убивают сербского крестьянина, заподозренного в связях с партизанами. В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи, которые ликвидировали партизан Тито и вообще лиц, заподозренных в симпатиях к коммунистам. Казнь осуществлялась исключительно холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами. Место съемки: Валево, Сербия, Югославия 1943 год.
Австралийский подполковник Робсон дважды отказался принять от японского генерал-майора Уно самурайский меч в знак капитуляции, вынудив его положить меч на землю. Борнео, 17 сентября 1945 года.
Актриса и модель Барбара Николс, США 1954 год. В начале 1950-х начала карьеру фотомодели. В середине 1950-х она переехала в Голливуд и начала сниматься в фильмах и комедийных телесериалах.
Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 год. Фото Анри Картье-Брессон.
Знаменитый цирковой силач Пол Ремос поднимает своего сына, который кормит жирафа, одной рукой. Фотография сделана в Лондонском зоопарке. 1955 год.
Запасная полярная одежда и оружие для стюардессы. С такой экипировкой нидерландская авиакомпания KLM начала летать над Северным полюсом, 1959 год
Даг Яльмар Агне Карл Хаммаршёльд, генеральный секретарь ООН, перед штаб-квартирой организации, за год до своей гибели в авиационной катастрофе в Северной Родезии во время миротворческой операции ООН в Конго. 18 сентября 1960 года
Экскурсия для слепых детей в зоопарке Heinz Ruhe’s Zoo. Лос-Анджелес, 1961 год.
Влюбленные на пляже Калифорнии. Фото Ральфа Крэйна (Ralph Crane) для журнала LIFE. 1962 год.
Фидель Кастро на митинге в колхозе Кызыл. СССР. 1963 г.
Чернокожий американский солдат читает послание, оставленное Вьетконгом во время войны во Вьетнаме: «Чернокожие солдаты США! Вы совершаете в Южном Вьетнаме те же позорные преступления, которые ККК совершает против ваших семей у вас дома.» 1970 год.
Еще одно фото на котором изображены женщины Ирана до исламской революции. 1979 год.
Продажа соков на розлив из конусообразных колб в отделе "Соки" продуктового магазина, СССР 1979 год.
Ситуация после ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС снова осложнилась в мае 1986 года. Пожар практически был под контролем. Но нависла другая угроза. Реактор, уничтожая бетонную плиту, продолжал плавиться. Под бетоном находился бассейн с огромным объемом воды. Если радиоактивное топливо достигнет воды, прогремит новый взрыв невероятной силы. Соприкосновение раскаленной массы ядерного реактора с водой выбросит в атмосферу огромное облако радиоактивной воды и пара. По предварительным расчетам, облако неминуемо накроет западные регионы России и Европу. Чтобы предотвратить ядерную катастрофу Чернобыля, требовалось немедленно осушить водный бассейн. К сожалению, управление затворами извне было недоступно из-за разрушения АЭС. Непосредственный доступ к запорным кранам находился под водой. Водолазам требовалось проплыть в непосредственной близости с ядерным реактором, чтобы добраться до запорных кранов, вручную открыть затворы и осушить бассейн. Нужно было найти трех добровольцев, которые пошли бы на риск смертельного облучения. Одному водолазу предстояло нести лампу, двоим – поворачивать затвор. Инженер Валерий Беспалов вместе с коллегой Алексеем Ананенко заявил о готовности вернуться в разрушенный энергоблок. Еще вызвался Борис Баранов, который работал на АЭС в должности начальника смены. Добровольцы осознавали, что в бассейне их ожидает запредельное облучение. На фото водолазы-добровольцы: Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов
В резервуаре царила кромешная темнота. Группа ориентировалась под водой с помощью специального фонаря. Они двигались окольным путем, стараясь не приближаться к зоне радиоактивного поражения. Водолазы благополучно добрались до затворных кранов. Им потребовалось несколько попыток, чтобы открыть затворы. Подводная экспедиция справилась с задачей, вода с ревом хлынула из резервуара. Потребовались целые сутки, чтобы бассейн освободился от миллионов галлонов воды. Три добровольца предотвратили ужасную катастрофу. Они благополучно поднялись на поверхность. После чего их доставили в госпиталь для обследования. Никто не мог поверить, что трем смельчакам удалось выжить в опаснейших условиях. Их подвиг стал легендой, которая быстро обросла слухами.
Согласно этим слухам, водолазам удалось прожить только одну неделю. Якобы они получили несовместимую с жизнью дозу радиации. Рядом с телами дозиметры зашкаливали. Потому, погибших героев хоронили в герметичных свинцовых гробах. Хотя все было не настолько трагично. Возможно, живые герои были не так дороги общественному мнению. Вот журналисты и переписали историю их подвига. Но чернобыльские водолазы не собирались умирать ни через неделю, ни через год, ни через десять. Так, сердечный приступ оборвал жизнь начальника смены Бориса Баранова в 2005 году. Инженер Валерий Беспалов благополучно проработал на Чернобыльской АЭС до самой пенсии, уволился в 2008 году и также, как и Алексей Ананенко поныне здравствуют.
На фото генеральные директора семи основных табачных корпораций США заявили Конгрессу под присягой, что у них нет сведений о том, что существует доказанная связь между курением и раком. 1994 год. Позже Министерство юстиции стремилось доказать, что они лгали сообщая, что такой опасности от курения нет. Фото John Duricka/Associated Press.
Борис Ельцин трогает коронованную особу, что строжайше запрещено протоколом, кроме случая приветствия. Единственный приезд Елизаветы II в Россию, 1994 год.
Пресс-конференция налоговой полиции, посвященная оснащению силовых подразделений налоговиков. Москва 1997 год.
В попытке снять хорошую картину, люди делают много безрассудных вещей. Несмотря на то, что эксперты настоятельно советуют не фотографироваться с дикими животными, люди радуются каждый раз, когда у них есть возможность сделать запоминающееся и, самое главное, уникальное фото. Представители национальных парков и резерваций в разных странах выразили обеспокоенность тем, что туристы, снимающие селфи с медведями, могут получить тяжелые травмы или даже закончить фатальными последствиями. Для одной американской девушки такая попытка закончилась трагически. Она была ранена медведем и умерла через несколько часов в больнице. Это её селфи за несколько минут до нападения.
Комментарии 6
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.